«Ақмола облысы білім басқармасының Шортанды ауданы бойынша білім бөлімі Дамса ауылының В.П. Кузьмин атындағы жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа им. В.П. Кузьмина села Дамса отдела образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Ищущая душа Абая!

Тема: «Ищущая душа Абая!»

Цель: знакомство с личностью великого Абая Кунанбаева.

Задачи:

- знакомство учащихся с творчеством великого казахского поэта;

- воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;

- развитие познавательной активности, литературно-творческих способностей учащихся;

- развитие духовного мира учащихся;

- воспитание интереса к отечественной истории и культуре;

- формирование гражданской позиции, нравственности, чувства казахстанского патриотизма.

План проведения:

1.Организационный момент

а) приветствие

б) психологический настрой

2.Основная часть

а) актуализация знаний

б) биография Абая Кунанбаева

в) работа в группах

3.Заключительная часть

а) подведение итога

б) рефлексия

Оборудование: ИКТ, портрет, НДМ

Методы, применяемые на уроке:

1. Словесный - рассказ

2. Наглядный - презентация

3.Приемы критического мышления: кластер, игра «Доскажи словечко», рефлексия

4. Частично - поисковый метод

Ход классного часа:

1.Организационный момент

а) Приветствие

- good afternoon children, я рада Вас сегодня видеть.

б) Психологический настрой

Вот и снова, как обычно, 

Зазвенел для нас звонок. 

Значит, надо заниматься, 

Начинается урок.

2.Основная часть

а)Актуализация знаний

  • Сегодня мы с вами поговорим об одном человеке. Для того чтобы узнать о ком мы с вами будем говорить, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (Видео об Абае Кунанбаеве)

- Просмотрев видеоролик, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)

- Верно, мы будем говорить об известном казахском поэте Абае Кунанбаеве. (приложение 1)

- Что вы знаете о нем? ( ответы детей)

б) Биография Абая Кунанбаева

-Ребята, а какое сейчас время года? (зима)

-Верно, сейчас на дворе зима, и пока я шла к вам на урок, на улице я собрала для Вас снежинки разных цветов, и хочу их подарить вам. Вы выбираете любую снежинку, которая вам понравилась. (синяя, зеленая, красная, желтая).  Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по видам снежинок.

-Сейчас вы будете работать в группах, вам нужно выбрать спикера. У каждой группы будет часть биографии об Абае Кунанбаеве, вам нужно в группах обсудить, как вы передадите данную информацию другим группам. По моему хлопку спикеры по часовой стрелке переходят в другую группу и рассказывают им свою часть биографии, вы будете идти, по кругу пока спикеры не вернутся в свою группу. Предлагаю вам вспомнить правила работы в группе (на слайде)

1 часть В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев — это одна из выдающихся личностей Казахстана. Он родился 10 августа 1845 года в Казахстане, в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Изначально поэту дали имя Ибрагим.

2 часть Две замечательные женщины – умная, справедливая, сердечная бабушка Зере и мать, добрая, остроумная Улжанжан воспитывали Ибрагима. Он рос внимательным, впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит «внимательный», «проницательный»). Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Получил хорошее образование – учился в Семипалатинском медресе, а также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Абаем создано около 170 стихов, 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания», «Қара сөздер». И в этом году исполняется 175 лет со дня рождения известного поэта казахского народа Абая Кунанбаева.

3 часть Абай был не только поэтом, переводчиком, но и музыкантом, глубоким знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки; он создал ряд мелодий для своих стихов. Он создал также мелодии к своим переводам отрывков из «Евгения Онегина». В 1887-1889 годы имя Пушкина и имена его героев, Онегина и Татьяны, пролетев над степями на крыльях этих песен, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм. Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.

в) Работа в группах

- Игра называется «Доскажи словечко», от каждой группы спикер выбирает любой цвет. На данном листке у вас есть предложение, ваша задача, работая в группе дополнить предложения. На это задание 3 минуты. От каждой группы будет отвечать спикер команды.  (приложение 2)

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь я предлагаю вам познакомиться с творчеством Абая Кунанбаева. У вас на столах представлено его стихотворение. Вам нужно прочитать его, и определить, о чем говорится в стихотворении, и подобрать подходящую иллюстрацию к стихотворению. (приложение 3)

Kүз

Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан,
Күз болып, дымқыл тұман жерді басқан.
Білмеймін тойғаны А, тоңғаны А,
Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан.
Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрынғыдай,
Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай.

Қайыршы шал – кемпірдей түсі кетіп,
Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.
Біреу малма сапсиды, салып иін,
Салбыраңқы тартыпты жыртық киім.

Осень
Тучи мрачно окутали весь небосвод —
Это осень в дождях и туманах ползет,
И застывшую землю, от стужи дрожа,
Кобылица напрасно копытом скребет.

Нет уж больше травы на просторе степей,
Смеха больше не слышно и гама детей,
А деревья, иссохшие, как старики,
Тянут к небу безлистые руки ветвей.

Уж дымится с овечьими шкурами чан —
Износилась одежда, весь в дырках чапан,
Чинят женщины юрту, заплаты кладут,
И старухи свой ткацкий наладили стан.

3.Заключительная часть

А) Итог урока

- Что нового вы для себя узнали?

Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам составить в группах кластер. На партах лежит лист с изображением Абая, вам нужно будет выбрать правильную информацию о нем и приклеить на лист.

Б) Рефлексия «Цветик – многоцветик» (приложение 4)

  • Ребята, сейчас я предлагаю вам создать своими руками, красивый цветок в честь 175- летия Абая Кунанбаева. У вас на столах лежат лепестки, вам нужно написать одно прилагательное, которое ассоциируется у Вас с именем Абай, и можете раскрасить лепесток.
Жаңартылған күні: 18.02.2020 14:50
Құрылған күні: 18.02.2020 14:50

Текст